Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С
развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах стала настолько
очевидной, что уже в 1994 – 1995 гг. их применение становится обязательным. В
январе 1995г. московское правительство, например, опубликовало распоряжение, в
котором рекомендовало использовать бизнес-план «в целях совершенствования
методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой
целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов
и градостроительных комплексов». Крупные коммерческие банки, в частности
«Менатеп», разработали подробные перечни вопросов, на которые нужно ответить в
бизнес-плане, как в «необходимом документе».
Бизнес-план
выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности
фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно–инвестиционных решений в
соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты
коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и
определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно
поисковая, научно – исследовательская и проектная работа.
Не
будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим
проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес–плану у руководства
появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны.
Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ
экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью
бизнес–плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций,
определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.
Бизнес–план
предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед
предприятием, независимо от его функциональной ориентации:
-
организационно –
управленческая и финансово – экономическая оценка состояния предприятия;
-
выявление
потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и
слабых его сторон;
-
формирование
инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются:
-
общие и
специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
-
выбор стратегии и
тактики конкуренции;
-
оценка
финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей
предприятия.
Бизнес – план дает объективное представление о возможностях развития
производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли,
основных финансово – экономических результатах деятельности предприятия,
определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес – план используется
независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно –
правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением
предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и
взаимоотношений с другими фирмами и организациями.
Таким
образом, грамотно разработанный бизнес-план организации является существенным
преимуществом уже на первых этапах его формирования и развития.
План бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров.
При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет
получить от заимодавца или инвестора, но и ясно показать, что он готов отдать.