Становление в России рыночных основ хозяйствования актуализировало задачи
управления финансовыми потоками как в масштабах всего государства, так и
применительно к отдельным территориальным образованиям: регионам, городам,
районам. Налоговые платежи – один из самых существенных по размеру и степени
охвата участников денежных потоков в финансовой системе страны в целом и
регионов.
Так, доля налогов в общей величине доходов консолидированного бюджета России, по
данным Госкомстата, увеличилась с 79% в 2000 году до 89,1% в 2003 году[1]. От того,
насколько достаточен, регулярен и стабилен этот поток, зависит успешность и надежность функционирования
государственной территории.
На данный момент недостатком организации
деятельности налоговых органов является отсутствие цельной систематизированной
концепции, увязывающей методологию налогообложения с организационным
структурированием и технологией автоматизации. В результате
–несистематизированные структуры налоговых органов (различия в составе отделов,
функциях, численности работников), разнообразие программ автоматизации налоговых
расчетов и технических средств обработки, отсутствие единой политики в
организации информационного взаимодействия с внешними ведомствами; а также
высокая доля:
-
ручного труда при выполнении трудоемких рутинных операций
(отчетность только юридических лиц за год составляет свыше 375 млн. страниц);
-
временных затрат на проведение разного рода дополнительных
проверок, достаточно низкая результативность контрольной работы (около 50 %
выездных проверок и 60 % арбитражных исков – безрезультатны).
В
российской науке налоговый менеджмент,
как самостоятельное научно-практического направление, еще не получил должного развития. Тем не менее, уже можно
назвать ряд работ, в которых заложены теоретико-методологические основы
налогового менеджмента применительно к
разным уровням управления (Кожинов В.Я., Юткина Т.Ф., Черник Д.Г.). Введены в научный и практический оборот понятия "государственный",
"корпоративный",
"региональный" налоговый менеджмент, выделены и рассматриваются
отдельные составляющие процесса управления налогообложением: налоговое планирование,
налоговое регулирование, налоговый контроль.
Налоговый менеджмент, определяемый большинством исследователей как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, понятие, емкое по своему содержанию, целевым
установкам и условиям организации. Многозначность
налогового менеджмента определяется рядом
причин: сложностью объекта управления,
ориентацией на реализацию многих управленческих функций (планирование,
регулирование, организация, контроль и анализ),
многоуровневостью н
полиструктурностью системы управления налогообложением.
Следует также учитывать, что, с одной стороны, он выступает в качестве
объекта научных расследований,
представляя собой новое для российской экономической науки направление, с другой - сфера сугубо практической деятельности. В первом речь должна идти о концептуальных основах налогового менеджмента, во втором – о
конкретных методах управления налогообложением.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыв
социально-экономическое содержание основных направлений, взаимосвязей,
характеристик управления работой налоговых органов, определить организационный
механизм реализации эффективной деятельности налоговых органов.
В соответствие с целью исследования в
проекте представлены и решены следующие задачи:
·
исследованы функции правовых основ организации работы налоговых
органов и определение направления их развития и совершенствования на примере ИМНС
РФ по Фрунзенскому р-ну г. Саратова;
·
рассмотрены вопросы планирования, регулирования и стимулирования
в работе налоговых органов в общегосударственном масштабе и в отдельно взятой
инспекции;
·
исследованы организация и порядок проведения налогового контроля
как основной функции налоговых органов;
·
определены основные направления совершенствования налогового
администрирования в целях более эффективной деятельности налоговых органов.
Предметом исследования
является управление работой налоговых органов как процесс реализации его
основных функций: организации, планирования, регулирования и контроля.
Объектом исследования выступает реальная
практика налогообложения и работа налоговых органов РФ, в т.ч. ИМНС по
Фрунзенскому р-ну г. Саратова.
Теоретической и методологической базой
исследования послужили труды ученых – экономистов по налоговому менеджменту,
статьи в научных сборниках и периодической печати по проблемам налогообложения.
Информационной базой
исследования послужили законодательные акты федеральных и местных органов РФ,
данные Министерства по налогам и сборам, ИМНС РФ по Фрунзенскому р-ну г.
Саратова.