23. Рентабельность основного капитала
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, в объединении, в отрасли в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. Рентабельность осн. капитала определяется организацией, как отношение чистой прибыли к основному капиталу и * на 100%. Значение указанного показателя зависит от использования основных средств организации. Повышение рентабельности основного капитала при снижении рентабельности активов свидетельствует о том что организация необоснованно увеличивает оборотные средства в результате скопления остатка МПЗ.
24. Рентабельность собственного капитала
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, в объединении, в отрасли в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. Рентабельность собств. капитала – чистая прибыль компании в процентном выражении к собственному капиталу. Показатели Р собств. капитала отражают эффективность капитала, инвестированного в организацию за счет собственных источников финансирования. Изменение этого показателя оказывает непосредственное влияние на котировку акций на фондовых биржах:
Рсобств.кап.=ЧП/средн. стоим. ОС*100%
в случае необходимости увеличение данного показателя организация увеличивает стоимость собственного капитала за счет выпуска ц.б. Повышение показателя имеет большое значение для улучшения финансового состояния организации и в этих целях используется определение Р по следующей формуле:
Рс.к.=(прибыль/оборот)*(оборот/инвестиционный капитал) * 100%
В этом случае отношение прибыли к обороту – это показатель рентабельности оборота, а следующее отношение – это показатель оборачиваемости капитала.
Если организация имеет Р = 6%, то эта величина равна 1% Р оборота и шестикратной оборачиваемости капитала. На оборачиваемость капитала «+» влияние оказывают:
*снижение трудоемкости выпускаемой продукции
*низ складских запасов
*уменьшение сроков поставки сырья и материалов.
Немаловажное значение имеет сокращение ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции.
25. Типы детерминированных факторных моделей
Одной из задач факторного анализа явл. моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, кот. определяют их величину. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными выражается в форме конкретного математического уравнения. В детерминированном анализе выделяют следующие типы факторных моделей:
*аддитивные модели – используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей: у=х1+х2+х3+…+хn=Σхi (например, себестоимость)
*мультипликативные модели – применяются тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов: у=х1·х2·х3·…·хn (например, Зп∙число работников = фонд Зп)
*кратные модели – применяются тогда, когда результативный показатель получается делением одного фактора на величину другого: у=х1/х2 (например, рентабельность)
*смешенные модели (комбинированные) – это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей: у=(х1+х2)/х3 или у=х1/х2+х3 или у=(х1+х2)·х3
26. Способ цепной подстановки и его применение в фин. анализе
Прием цепной подстановки – позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде.
Показатели |
Базисный(хб) |
Отчетн.(хо) |
Отклонения |
Факторы |
1. отраб. с средн. за год 1-им раб-ом, дней |
х1б |
х1о |
х1о-х1б |
2. средн. прдолжит-ть раб. дня, час |
х2б |
х2о |
х2о-х2б |
3. произведено прод. на 1чел./час., руб |
х3б |
х3о |
х3о-х3б |
Результаты |
среднегод. выработка прод. на 1-ого раб-ка, руб |
х1б· х2б·х3б |
х1о· х2о·х3о |
(х1о· х2о·х3о)-(х1б· х2б·х3б) |