1.
Принятие решений по ценообразованию
Особое значение среди целей Управленческого учета имеет установление цены на продукцию. Определяя цены в условиях рыночных отношений, нельзя подходить к этому процессу от затратного метода (как при командно-административном управлении). Необходимо анализировать положение на рынке в целом, в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, менеджер должен, в первую очередь, определить, будет ли спрос на его продукцию по такой цене.
В Управленческом учете используются понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены.
Долгосрочный нижний предел цены
показывает какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию товара. Этот предел соответствует полной себестоимости.
Краткосрочный нижний предел цены
– цена, которая может покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».
Пример
. Предприятие производит калькуляторы и продает их оптом по цене 200 руб. за штуку. Прямые материальные затраты – 40; прямые трудовые – 60; переменные косвенные расходы – 20; постоянные косвенные – 50; издержки обращения (переменные) – 10; издержки обращения (постоянные) – 5. Итого 185 руб.
Производственная мощность предприятия – 15000 штук месяц. Фактический объем производства за месяц – 10000 шт. Мощности загружены не полностью, имеются резервы дальнейшего наращивания. Предприятие получает предложение выпускать дополнительно 1000 шт. по цене 170 руб. Стоит ли принимать такое решение?
На первый взгляд должен последовать отрицательный ответ, т.к. цена ниже себестоимости.
Но т.к. речь идет о дополнительном заказе, все постоянные расходы уже учтены калькуляций фактического выпуска 10000 изделий, т.е. заложены в себестоимость и цену производственной программы предприятия. В рамках краткосрочного периода постоянные расходы неизменны.
Принимая решение в отношении дополнительного заказа, предполагаемую цену необходимо сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью. В данном случае переменные издержки – 130 рублей, цена - 170. Следовательно, поступившее предложение выгодно предприятию, и каждый калькулятор принесет прибыль – 40 рублей.
2.
Планирование ассортимента продукции
Перед предприятием, производящим не один вид продукции, стоит задача не только определения оптимального объема производства (анализ безубыточности), но определения ассортимента реализуемой продукции.
Рассмотрим на примере.
Предприятие производит продукцию четырех наименований: А, Б, В, Г. Цена соответственно: 38; 25; 44; 58. Информация о расходах на предстоящий месяц:
расходы |
а |
б |
в |
Г |
Прямые (переменные) расходы
на единицу продукции по видам изделий – всего, в т.ч. |
35 |
23 |
42 |
54 |
основные материалы |
11 |
8 |
25 |
30 |
заработная плата ОПР с начислениями |
8 |
5 |
8 |
8 |
транспортные расходы |
6 |
5 |
4 |
4 |
погрузочно-разгрузочные расходы |
5 |
3 |
2 |
7 |
налоги |
3 |
1,5 |
2 |
3 |
прочие |
2 |
0,5 |
1 |
2 |
Косвенные (постоянные) расходы
на весь объем реализации – всего (тыс. руб.), в т.ч. |
1800 |
заработная плата ИТР и МОП |
1250 |
командировочные расходы |
300 |
проценты по кредиту |
200 |
прочие общехозяйственные расходы |
50 |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6