Компании, занимающиеся внешнеторговыми операциями (экспортеры и импортеры), во всем мире являются активными участниками международного валютного рынка. У экспортеров существует постоянный интерес продавать иностранную валюту, а у импортеров - покупать ее.
Курсы валют на международном рынке forex постоянно меняются. В результате этого реальная стоимость покупаемого или продаваемого за валюту товара может значительно измениться, и контракт, казавшийся выгодным, может в итоге оказаться убыточным. Конечно, возможна и обратная ситуация, когда изменение курса валюты приносит прибыль, но задачей торговой компании не является получение прибыли от изменения валютных курсов. Для торговой компании важно иметь возможность планировать реальную себестоимость покупаемого или продаваемого товара.
При крупных фирмах, занимающихся экспортно-импортными операциями, существуют аналитические отделы, которые занимаются прогнозированием валютных курсов. Однако прогнозирование не позволяет полностью исключить неопределенность, поэтому компании широко используют в своей деятельности хеджирование валютных рисков.
Денежные средства, а также будущие доходы или расходы в иностранных валютах подвержены валютному риску. Обычно учет в компании ведется в какой-то одной валюте (например, в долларах США), следовательно, в результате переоценки статей в иностранных валютах возможны прибыли или убытки при изменении курсов этих валют.
На сегодняшний день, благодаря рынку forex, появился достаточно надежный способ хеджирования валютного риска, который заключается в фиксации текущей стоимости средств посредством заключения сделок на данном рынке. Хеджирование приводит к тому, что для компании исчезает риск изменения курсов, что дает возможность планировать деятельность и видеть финансовый результат, не искаженный курсовыми колебаниями, позволяет заранее назначить цены на продукцию, рассчитать прибыль, зарплату и т.д.
Хеджирование валютного риска с помощью сделок без движения реальных средств (с использованием рычага) дает дополнительные возможности:
· позволяет не отвлекать из оборота компании значительные денежные средства;
· позволяет продать валюту, которая будет получена в будущем.
Можно выделить два основных типа хеджирования - хеджирование покупателя и хеджирование продавца. Хеджирование покупателя используется для уменьшения риска, связанного с возможным ростом цены товара. Хеджирование продавца применяется в противоположной ситуации - для ограничения риска, связанного с возможным снижением цены товара.
Общий принцип хеджирования при внешнеторговых операциях состоит в открытии валютной позиции на торговом счете в сторону будущей операции по конвертированию средств. Импортеру необходимо покупать иностранную валюту, поэтому он заранее открывает позицию покупкой валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной покупки валюты в своем банке, закрывает эту позицию. Экспортеру необходимо продавать иностранную валюту, поэтому он заранее открывает позицию продажей валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной продажи валюты в своем банке, закрывает эту позицию.