Классификация ценных бумаг

Необходимо также отметить, что законодатель оставляет за собой право в ограничении выпуска какого-либо вида ценных бумаг в качестве предъявительской, ордерной или именной, потому как п. 2 ст. 145 ГК содержит норму следующего содержания: «Законом может быть исключена возможность выпуска ценных бумаг определенного вида в качестве именных, либо в качестве ордерных, либо в качестве бумаг на предъявителя».

Следующим основанием для классификации является способ выпуска ценных бумаг. В зависимости от этого различают эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Для того, чтобы бумага была отнесена к эмиссионным, она дожна одновременно отвечать следующим требованиям, указанным в ст. 2 Федерально закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[[36]] (в ред. от 27 июля 2006 г.):

а) закреплять совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением формы и порядка, установленных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»;

б) размещаться выпусками;

в) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В свою очередь, выпуск эмиссионных ценных бумаг – это совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, характерной чертой данной группы ценных бумаг является их массовые объемы выпуска, каждому из которых присвается либо единый государственный регистрационный номер, либо идентификационный номер[[37]]. К ним можно отнести акции, облигации, опционы эмитента и другие.

В отличие от эмиссионных, неэмиссионые ценные бумаги не только, не обладают указанными признаками, но и выпускаются, как правило, штучно. Каждый такой вид ценной бумаги закрепляет за владельцем индивидуальный объем прав, который осуществляется в специально установленные для него сроки. Выпуск этих бумаг не носит элемента публично-правового характера, то есть для них не характерна государственная регистрация. Должник самостоятельно, без какого-либо специального контроля, выпускает ценную бумагу. Хотя при этом деятельность самого эмитента может контролироваться со стороны государства, например лицензироваться[[38]]. К данну роду ценных бумаг относятся векселя, чеки, складские свидетельства.

Еще одним основанием, по которому можно подразделить ценные бумаги, заключается в том, кто является их эмитентом, то есть лицом, которое несет от своего имени обязательства перед владельцем ценных бумаг по осуществлению закрепленных ими прав. По этому признаку разделяют государственные, муниципальные и частные. Поскольку по своей сути ценные бумаги служат для привлечения свободных средств граждан и, как правило, для покрытия определенной части расходов, то для государства, муниципальных образований, покрывающих соответственно свои бюджетные расходы, а также для отдельных частных компаний свойственно выпускать различные виды ценных бумаг. Основные положения о выпуске государственных и муниципальных бумаг определяются главой 14 Бюджетного кодекса РФ[[39]] и Федеральным законом от 29 июня 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[[40]] (в ред. от 18 декабря 2006 г.). Так, в статье 2 указанного закона указывается, что федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации, а муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. При этом положение статьи 3 говорит о том, что «государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»». Тем самым ограничивается круг ценных бумаг, в которых могут быть выражены заимствования как государства, так и муниципальных образований, принадлежностью их к эмиссионным. Иными словами, государственные и муниципальные ценные бумаги не могут существовать в виде коносамента, складского свидетельства или же векселя, а также иных бумаг, которые не отвечают требованиям, установленным ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». При этом следует заметить, что в выпуск государственных ценных бумаг возможен только, если он утвержден законом или решением представительного органа муниципального образования о бюджете соответсвующего уровня. В этой связи несколько особняком стоят целевые долговые обязательства Российской Федерации, регулирование которых осуществляется Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 15 мая 1995 г.[[41]], которые в соответствии со ст. 5 данного закона также являются государственными ценными бумагами. Их появление является результатом перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации. Поэтому здесь не стоит говорить о распространении ценных бумаг данного рода, их следует рассматривать как единовременное явление, вызванное необходимостью сбережения вкладов граждан в результате реорганизации Советского Союза в Российскую Федерацию. К данным видам бумаг следует отнести государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации, целевые облигации Российской Федерации, целевые казначейские обязательства Российской Федерации и другие. Следует заметить, что обязательства советского государства были переведены в основные виды ценных бумаг в соответствии с российским законодательством.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5