Понятие муниципальных финансов современной России. Нормативные акты, регулирующие муниципальные финансы

В качестве собственных доходов местных бюджетов Федеральный закон о финансовых основах местного самоуправления определяет «местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты» (п. 1 ст. 7).

Федеральным законом предусмотрено, что «формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной поддержки и гласности» (п. 2 ст. 2).

Принципы финансовой самостоятельности органов муниципальной власти провозглашены в ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении.

Европейская Хартия о местном самоуправлении включает в себя общепризнанные принципы и нормы международного права, которые рассматриваются как обязательные всеми. В связи с включением общепризнанных принципов и норм международного права в правовую систему Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) нормы Европейской Хартии о местном самоуправлении, инкорпорированные в национальное законодательство, стали обладать такой же обязательной силой, как и нормы внутреннего законодательства.

Органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.

Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией полномочиям.

По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна обеспечиваться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

Положения ст. 9 Европейской Хартии детализированы в ст. 36 – 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в ст. 6 – 8 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные нормы предоставляют органам местного самоуправления право формировать муниципальные бюджеты за счет собственных источников доходов, прежде всего – за счет поступлений от местных налогов и сборов.

Комплекс нормативно-правовых актов о финансовых основах местного самоуправления на региональном уровне включает в себя: конституции республик; уставы краев, областей, автономной области, автономных округов; законы и подзаконные акты субъектов РФ.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

Анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:

– общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);

– специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах, постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения, и т.п.).

В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.

Перейти на страницу: 1 2