Ежегодно принимается закон об областном бюджете на текущий год, в котором подробно расписан механизм формирования доходов и расходов, определены основные параметры бюджета (например, «Закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области»). Закон описывает взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом Самарской области и местными бюджетами, а также взаимоотношения бюджетов с предприятиями, организациями и учреждениями как самостоятельно хозяйствующими субъектами с целью сочетания их экономических интересов в соответствии с бюджетно-финансовой политикой Самарской области.
1. Бюджетная система области и бюджетный процесс
Бюджетная система области представляет собой совокупность областного бюджета и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях и юридических нормах.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, в том числе посредством регулирующих налогов, дотаций, субвенций и трансфертов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Составление бюджета производится на основе концепции социально-экономического развития Российской Федерации, налогового и бюджетного законодательства, законов области, утвержденных областной Думой, целевых программ, постановлений областной Думы, прогнозных, ценовых и объемных показателей деятельности юридических и физических лиц, прогноза социально-экономического развития области, районов и городов области.
Областной бюджет утверждается в форме закона Самарской области. В Законе - принцип самостоятельности областного бюджета, как части бюджетной системы области заключается в том, что утверждение и исполнение областного бюджета осуществляется органами государственной власти области. Самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
К ведению исполнительных органов государственной власти (администрации области) относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за исполнением выделенных бюджетных ассигнований. К ведению областной Думы относятся рассмотрение проекта соответствующего бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета об его исполнении. Вмешательство иных органов и организаций в процесс составления проекта, утверждения и исполнения бюджета не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
2. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики
Администрация области на основе анализа социально-экономической ситуации в области с учетом данных об исполнении консолидированного и областного бюджетов разрабатывает прогноз экономического и социального развития области и целевые программы.
Предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, расположенные на территории области, включая финансовые органы, налоговые службы и органы статистики, в порядке, установленном законодательством, обязаны предоставить сведения, необходимые для составления прогноза экономического и социального развития области, сводного финансового баланса и целевых программ.
Основные направления бюджетно-финансовой политики определяются администрацией области на основе экономической политики Российской Федерации и Самарской области и включают в себя вопросы цен, налогов, кредитов и денежного обращения.
Бюджетно-финансовая политика в области проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В части доходов бюджетно-финансовая политика области выражается:
— в определении темпов роста доходов бюджета области;
— в расчете соотношений между отдельными видами доходов;
— в установлении категорий налогоплательщиков, налогообложение которых может быть ослаблено или усилено;
— в обосновании налоговых ставок по федеральным и областным налогам.
В части расходов бюджетно-финансовая политика области выражается:
— в определении темпов роста бюджетных расходов, как в целом, так и по отдельным отраслям;
— в установлении приоритетов в расходовании средств и составе защищенных статей бюджета;
Перейти на страницу:
1 2 3