В бюджетном кодексе Российской Федерации (статья 175) регламентировано, что «баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета».
В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах прошлого века. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли В.А.Галанов, А.М.Ляндо, Н.С.Марголин, В.С.Павлов, Т.Я.Шахова.
Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, провести прогнозные финансовые расчеты, разработать направления финансовой политики.
Финансовый баланс государства разрабатывается в министерстве экономического развития и торговли РФ с участием министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей и представляется в Правительство РФ для рассмотрения и последующего направления в Федеральное собрание в комплекте документации по проекту федерального бюджета на очередной год.
В таблице 1.1 приведены основные показатели сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне.
Таблица 1.1
Показатели сводного финансового баланса
Доходы |
Расходы |
1 |
2 |
1. Прибыль |
1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства) |
2. Налог на добавленную стоимость и акцизы |
2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы |
3. Подоходный налог с физических лиц |
3. Государственные дотации |
4. Налоги на имущество |
4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации. |
5. Средства для образования фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда страховой медицины и фонда занятости |
5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений) |
6. Средства других бюджетных целевых фондов |
6. Расходы на науку за счет бюджета |
7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы |
7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов |
8. Амортизационные отчисления |
8. Расходы на оборону |
9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы о продажи государственного имущества. |
9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений) |
10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности |
10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений) |
11.Прочие доходы |
11. Расходы по внешнеэкономической деятельности |
|
12. Расходы на образование резервных фондов |
|
13. Прочие расходы |
Итого доходов: |
Итого расходов: |
Перейти на страницу:
1 2 3