Анализ финансовых результатов

Одна из важнейших составных частей финансового анализа — это анализ формирования прибыли. Анализ прибыли находится в непосредственной связи с поряд­ком ее формирования.

Общая сумма прибыли, полученная организацией за определенный период, состоит из:

1) прибыль от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается в виде разницы между суммой вы­ручки от реализации продукции в действующих ценах и величиной затрат на производство и реализацию про­дукции услуг, работ, включаемых в себестоимость.

2) прибыль (убыток) от прочей реализации определя­ется как разность между рыночной ценой за проданные имущество, материальные ценности, принадлежащие организации, и их первоначальной или остаточной сто­имостью.

3) прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и рас­ходами по внереализационным операциям.

Исходя из порядка формирования прибыли органи­зации ведется ее факторный анализ, целью которого является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на фи­нансовые результаты организации ряда факторов; ана­лиз рентабельности.

1 этап: Факторный анализ прибыли.

Анализ финансо­вых результатов организации начинается с оценки ди­намики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период.

Затем производится количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации продукции сле­дующих основных факторов:

1) влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию

И1 = Р1 - Р2,

где Р1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного периода, Р2 — реализация в отчетном году в ценах базис­ного периода.

2) влияние на прибыль изменений в объеме продук­ции

И2 = ПоК1 -По,

где По — прибыль базисного периода, К1 — коэффи­циент роста объема реализованной продукции.

3) влияние на прибыль изменений в объеме продук­ции, обусловленных изменениями в структуре продук­ции

И3 = По (К2 – К1),

где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.

4) влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции

И4 = С1.о-С1,

где С1.о — себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода, С1 — фак­тическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.

5) влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

И5 = СоК2-С1.о

2 этап: Анализ рентабельности. Важнейшим показате­лем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности организации, является рентабельность.

Существует следующая система показателей рента­бельности:

1. Рентабельность имущества организации = чистая прибыль / средняя величина активов х 100.

2. Рентабельность внеоборотных активов = чистая прибыль / средняя величина внеоборотных акти­вов х 100.

3. Рентабельность оборотных активов = чистая при­быль / средняя величина оборотных активов х 100.

4. Рентабельность инвестиций = прибыль до уплаты налогов / (валюта баланса — величина краткос­рочных обязательств) х 100.

5. Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / величина собственного капитала х 100.

6. Рентабельность заемных средств = плата за пользование кредитами / сумма долгосрочных и крат­косрочных кредитов.

7. Рентабельность совокупного используемого капи­талам (плата за пользование кредитами + чистая прибыль) / средняя величина активов имущества х 100.

Перейти на страницу: 1 2