На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки - вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.
Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти. Внутренний долг увеличился за период 2003-2005 гг. на 102,12 млрд. рублей, На начало 2003 г. преобладают облигации федерального займа с процентным купоном и фиксированным купоном, а на начало 2005 г. – с амортизацией долга (См. Табл. 3 в Приложении).
К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующее.
Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.
Унификация - объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.
Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Согласно статье 122 БК РФ, помимо государственного долга РФ, существуют также государственные кредиты РФ, которые, в свою очередь, являются долгом иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц, международных организаций, иных субъектов международного права перед РФ. Указанные группы отношений в своей совокупности составляют кредитные отношения, непосредственным участником которых являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице уполномоченных органов либо бюджетные организации.
Но между этими группами кредитных отношений существуют значительные различия. Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации являются составной частью пассива Российской Федерации, т.е. долговыми обязательствами. Государственные кредиты Российской Федерации, предоставляемые иностранным государствам и иным субъектам международного права, являются составной частью актива Российской Федерации, а именно внешними активами. Таким образом, в первой группе кредитных отношений Российской Федерации является заемщиком или гарантом, а во второй - кредитором.
Перейти на страницу:
1 2 3