В современной российской практике бюджетного финансирования одной из важнейших проблем стало начало денежных выплат прежним получателям натуральных льгот. До 2005 г. значительная часть жителей страны пользовалась правом бесплатного получения некоторых товаров и услуг, предоставлявшихся им хозяйствующими субъектами. Последние по мере реализации товаров и услуг льготникам предъявляли счета государственным (муниципальным) учреждениям для получения денежных средств за проданные товары и оказанные услуги. Такое долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса приводит к тому, что производители льготируемых товаров и услуг имеют устойчиво неудовлетворительное финансовое состояние, а бюджетных средств, которые этим хозяйствующим субъектам регулярно выделяются, всегда не хватает. В этом контексте можно выделить четыре наиболее крупные проблемы финансирования социальных расходов.
1. Проблема достоверной оценки потребности льготников в бесплатных товарах и услугах.
2. Проблема участия физических лиц в распределении бюджетных потоков.
3. Проблема дезинтеграции населения и экономического пространства.
4. Проблема обязывания получателя целевым исполнением социального трансферта.
По нашему мнению, необходимо последовательно уменьшать количество целевых социальных трансфертов, переключая эти финансовые бюджетные потоки на увеличение именно денежных доходов россиян, прежде всего, пенсий и пособий. Тогда целевые привязки социальных трансфертов будут постепенно поглощены приоритетом повышения среднего дохода на душу населения. Приемлемый средний доход позволит каждому гражданину без напряжения собственных финансов и без дополнительных обязательств перед государством приобретать на рынке необходимые товары и услуги. В рамках такой финансовой стратегии сокращение целевых социальных трансфертов до минимума будет способствовать оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов.
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2006 году» обеспечение макроэкономической устойчивости должно оставаться важнейшей задачей бюджетной политики. Необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции.
Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере. В противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.
Новые расходные обязательства могут включаться в федеральный бюджет лишь в целях обеспечения приоритетов государственной социально-экономической политики и при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности.
Необходима активизация работы по совершенствованию механизмов применения программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов.
Действующие расходные обязательства федерального бюджета в 2006 году должны выполняться безусловно. Особое внимание следует уделить обеспечению устойчивого функционирования пенсионной системы, безусловной выплаты заработной платы и выполнения иных финансовых обязательств перед населением.
Вновь принимаемые расходные обязательства в приоритетном порядке должны способствовать решению проблемы повышения жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц. Следует определиться с возможностями и сроками реального повышения оплаты труда в среднесрочной перспективе. Необходимо начать переход к внедрению отраслевых систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Это позволит обеспечить соответствие между качеством труда и уровнем заработной платы в бюджетном секторе.