Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации в 1990-е – начале 2000-х гг.

С началом рыночных реформ в России в 1992 г. получатели государственных трудовых и социальных пенсий как лица с фиксированными доходами неоднократно оказывались в положении объектов политических спекуляций. В этот период возникло несколько принципиально ошибочных тезисов, которые стали своеобразными ловушками для общественного сознания, повлиявшими в той или иной мере на действия российских законодателей и правительства в области реформы пенсионной системы. Эти тезисы активно использовались в так называемой «политической» социальной политике.

Тезис (ловушка) 1. Уровень пенсионного обеспечения в стране крайне низок, и пенсионеры в своей массе являются бедными.

Имеющиеся данные государственной статистической отчетности (табл. 1) не подтверждают данного тезиса. Напротив, гораздо более острой социальной проблемой для страны стала повышенная вероятность попадания в состав малоимущих бедных экономически активных граждан и молодежи.

В наиболее благоприятном положении оказались, как это можно было предположить и априори, работающие пенсионеры, имеющие возможность получать наряду с трудовыми пенсиями заработную плату. Доля малоимущих среди них оказалась в 2000 г. почти в 2 раза ниже доли малоимущих среди населения в целом, а доля крайне бедных – почти в 3 раза ниже.

Уровень малообеспеченности и бедности среди неработающих пенсионеров, естественно, выше, чем среди работающих пенсионеров. Вместе с тем в целом по данной их категории он оказался ниже, чем среди всего населения. Так, в 2000 г. доля малоимущих среди них оказалась ниже среднего показателя по стране в целом на 25%, а доля крайне бедных – соответственно на 43%. Относительно достаточным (на фоне сложившихся макроэкономических показателей) был уровень государственных трудовых пенсий у пенсионеров по старости: соответствующие доли нуждающихся и крайне бедных были ниже средних показателей по стране в целом на 36 и 45%.

Таблица 1

Относительная бедность среди пенсионеров в Российской Федерации[1]

Категория населения, период наблюдений

Доля среди данной категории населения (%)

Отношение доли малоимущих и крайне бедных среди данной категории населения к доле малоимущих и крайне бедных для населения страны в целом

малоимущих*

крайне бедных**

малоимущих

крайне бедных

1

2

3

4

5

Все население

1998 г.

37,8

9,8

1,00

1,00

1999 г.

50,2

16,8

1,00

1,00

2000 г.

40,0

10,3

1,00

1,00

Получатели государственных пенсий, из них:

1. Работающие пенсионеры

1998 г.

15,9

2,7

0,42

0,28

1999 г.

25,0

5,2

0,50

0,31

2000 г.

18,2

3,1

0,46

0,30

2. Неработающие пенсионеры

1998 г.

25,4

5,1

0,67

0,52

1999 г.

39,5

10,1

0,79

0,60

2000 г.

30,1

5,9

0,75

0,57

в том числе:

2.1. Пенсионеры по старости

1998 г.

21,7

3,9

0,57

0,40

1999 г.

35,1

8,2

0,70

0,49

2000 г.

25,7

4,6

0,64

0,45

2.2. Пенсионеры по инвалидности

1998 г.

41,9

11,5

1,11

1,17

1999 г.

53,7

18,1

1,07

1,08

2000 г.

43,8

11,3

1,10

1,10

2.3. Пенсионеры по случаю потери кормильца

1998 г.

48,6

12,6

1,29

1,29

1999 г.

62,2

22,7

1,24

1,35

2000 г.

51,0

12,7

1,28

1,23

2.4. Получатели социальных пенсий

1998 г.

38,9

7,9

1,03

0,81

1999 г.

45,4

14,5

0,90

0,86

2000 г.

49,7

12,9

1,24

1,25

Перейти на страницу: 1 2 3