С началом рыночных реформ в России в 1992 г. получатели государственных трудовых и социальных пенсий как лица с фиксированными доходами неоднократно оказывались в положении объектов политических спекуляций. В этот период возникло несколько принципиально ошибочных тезисов, которые стали своеобразными ловушками для общественного сознания, повлиявшими в той или иной мере на действия российских законодателей и правительства в области реформы пенсионной системы. Эти тезисы активно использовались в так называемой «политической» социальной политике.
Тезис (ловушка) 1. Уровень пенсионного обеспечения в стране крайне низок, и пенсионеры в своей массе являются бедными.
Имеющиеся данные государственной статистической отчетности (табл. 1) не подтверждают данного тезиса. Напротив, гораздо более острой социальной проблемой для страны стала повышенная вероятность попадания в состав малоимущих бедных экономически активных граждан и молодежи.
В наиболее благоприятном положении оказались, как это можно было предположить и априори, работающие пенсионеры, имеющие возможность получать наряду с трудовыми пенсиями заработную плату. Доля малоимущих среди них оказалась в 2000 г. почти в 2 раза ниже доли малоимущих среди населения в целом, а доля крайне бедных – почти в 3 раза ниже.
Уровень малообеспеченности и бедности среди неработающих пенсионеров, естественно, выше, чем среди работающих пенсионеров. Вместе с тем в целом по данной их категории он оказался ниже, чем среди всего населения. Так, в 2000 г. доля малоимущих среди них оказалась ниже среднего показателя по стране в целом на 25%, а доля крайне бедных – соответственно на 43%. Относительно достаточным (на фоне сложившихся макроэкономических показателей) был уровень государственных трудовых пенсий у пенсионеров по старости: соответствующие доли нуждающихся и крайне бедных были ниже средних показателей по стране в целом на 36 и 45%.
Таблица 1
Относительная бедность среди пенсионеров в Российской Федерации[1]
Категория населения, период наблюдений |
Доля среди данной категории населения (%) |
Отношение доли малоимущих и крайне бедных среди данной категории населения к доле малоимущих и крайне бедных для населения страны в целом |
|
малоимущих* |
крайне бедных** |
малоимущих |
крайне бедных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Все население | | | | |
1998 г. |
37,8 |
9,8 |
1,00 |
1,00 |
1999 г. |
50,2 |
16,8 |
1,00 |
1,00 |
2000 г. |
40,0 |
10,3 |
1,00 |
1,00 |
Получатели государственных пенсий, из них: | | | | |
1. Работающие пенсионеры | | | | |
1998 г. |
15,9 |
2,7 |
0,42 |
0,28 |
1999 г. |
25,0 |
5,2 |
0,50 |
0,31 |
2000 г. |
18,2 |
3,1 |
0,46 |
0,30 |
2. Неработающие пенсионеры | | | | |
1998 г. |
25,4 |
5,1 |
0,67 |
0,52 |
1999 г. |
39,5 |
10,1 |
0,79 |
0,60 |
2000 г. |
30,1 |
5,9 |
0,75 |
0,57 |
в том числе: | | | | |
2.1. Пенсионеры по старости | | | | |
1998 г. |
21,7 |
3,9 |
0,57 |
0,40 |
1999 г. |
35,1 |
8,2 |
0,70 |
0,49 |
2000 г. |
25,7 |
4,6 |
0,64 |
0,45 |
2.2. Пенсионеры по инвалидности | | | | |
1998 г. |
41,9 |
11,5 |
1,11 |
1,17 |
1999 г. |
53,7 |
18,1 |
1,07 |
1,08 |
2000 г. |
43,8 |
11,3 |
1,10 |
1,10 |
2.3. Пенсионеры по случаю потери кормильца | | | | |
1998 г. |
48,6 |
12,6 |
1,29 |
1,29 |
1999 г. |
62,2 |
22,7 |
1,24 |
1,35 |
2000 г. |
51,0 |
12,7 |
1,28 |
1,23 |
2.4. Получатели социальных пенсий | | | | |
1998 г. |
38,9 |
7,9 |
1,03 |
0,81 |
1999 г. |
45,4 |
14,5 |
0,90 |
0,86 |
2000 г. |
49,7 |
12,9 |
1,24 |
1,25 |
Перейти на страницу:
1 2 3