Как видно из формулировки, при определении категории финансов во главу угла ставятся денежные отношения. И специфика финансов жилищного коммунального хозяйства заключается в конкретизации субъектов данных отношений.
Денежные отношения сферы жилищно-коммунального комплекса связаны со следующими экономическими субъектами:
1. потребители жилищно-коммунальных услуг
- потребители жилищных услуг
Потребителем жилищных услуг является лицо, проживающее в жилищном фонде. Жилищный фонд неоднороден и подразделяется в первую очередь по видам собственности.
Согласно Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 № 9-ФЗ, от 21.04.1997 № 68-ФЗ, от 10.02.1999 № 29-ФЗ, от 17.06.1999 № 113-ФЗ, от 08.07.1999 № 152-ФЗ, от 24.12.2002 № 179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)[9] выделяются следующие виды жилищного фонда:
1) Частный, включающий фонд, находящийся в собственности граждан, и фонд, находящийся в собственности юридических лиц. Частный фонд в настоящее время составляет 68 % всего жилищного фонда в РФ[10].
2) Государственный, включающий ведомственный фонд, состоящий в федеральной собственности, и ведомственный фонд, состоящий в собственности субъектов РФ. Государственный фонд составляет 6 % жилищного фонда в РФ[11].
3) Муниципальный, на который приходится 24 % жилищного фонда[12].
4) Общественный, т.е. фонд, состоящий в собственности общественных объединений — 2 %.
- потребители коммунальных услуг
Выделяются следующие потребители коммунальных услуг:
1. Лица, проживающие в жилищном фонде, т.е. население;
2. Бюджетозависимые организации. Данные организации различаются в зависимости от бюджета, из которого финансируются:
- организации, финансируемые из федерального бюджета;
- организации, финансируемые из бюджета субъектов Федерации;
- организации, финансируемые из бюджета органов местного самоуправления.
3. Прочие организации.
2. публичная власть
Особенностью финансов жилищно-коммунального комплекса является наличие непосредственных финансовых отношений с публичной властью в виде получения бюджетных средств. Денежные средства поступают прямо или косвенно (через оплату предоставленных услуг бюджетозависимым организациям) жилищно-коммунальному хозяйству из бюджетов всех уровней публичной власти:
- федеральный бюджет
- бюджеты субъектов Федерации
- местные бюджеты.
Прямые финансовые отношения жилищно-коммунальное предприятие чаще всего имеет с бюджетом местных органов, но формирование потоков происходит во взаимодействии всех трех уровней публичной власти.
Бюджетные средства поступают в виде дотации на покрытие убытков от предоставления услуг населению по тарифам, ниже экономически обоснованных, а также в виде инвестиционных средств на воспроизводство основных средств. Кроме того, публичная власть выступает в виде сборщика налогов по уровням бюджетной сферы.
3. поставщики и подрядчики
Расходы жилищно-коммунального хозяйства формируются финансовыми отношениями с поставщиками и подрядчиками, которые обеспечивают производственный процесс жилищно-коммунального предприятия необходимыми ресурсами. Данные поставщики и подрядчики поставляют товары и услуги на возмездной основе, так как бюджетное дотирование распространяется только на отношения между муниципальными образованиями и предприятиями ЖКХ.
Перейти на страницу:
1 2 3 4