Содержание финансового анализа

Как видно из формулировки, при определении категории финансов во главу угла ставятся денежные отношения. И специфика финансов жилищного коммунального хозяйства заключается в конкретизации субъектов данных отношений.

Денежные отношения сферы жилищно-коммунального комплекса связаны со следующими экономическими субъектами:

1. потребители жилищно-коммунальных услуг

- потребители жилищных услуг

Потребителем жилищных услуг является лицо, проживающее в жилищном фонде. Жилищный фонд неоднороден и подразделяется в первую очередь по видам собственности.

Согласно Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 № 9-ФЗ, от 21.04.1997 № 68-ФЗ, от 10.02.1999 № 29-ФЗ, от 17.06.1999 № 113-ФЗ, от 08.07.1999 № 152-ФЗ, от 24.12.2002 № 179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)[9] выделяются следующие виды жилищного фонда:

1) Частный, включающий фонд, находящийся в собственности граждан, и фонд, находящийся в собственности юридических лиц. Частный фонд в настоящее время составляет 68 % всего жилищного фонда в РФ[10].

2) Государственный, включающий ведомственный фонд, состоящий в федеральной собственности, и ведомственный фонд, состоящий в собственности субъектов РФ. Государственный фонд составляет 6 % жилищного фонда в РФ[11].

3) Муниципальный, на который приходится 24 % жилищного фонда[12].

4) Общественный, т.е. фонд, состоящий в собственности общественных объединений — 2 %.

- потребители коммунальных услуг

Выделяются следующие потребители коммунальных услуг:

1. Лица, проживающие в жилищном фонде, т.е. население;

2. Бюджетозависимые организации. Данные организации различаются в зависимости от бюджета, из которого финансируются:

- организации, финансируемые из федерального бюджета;

- организации, финансируемые из бюджета субъектов Федерации;

- организации, финансируемые из бюджета органов местного самоуправления.

3. Прочие организации.

2. публичная власть

Особенностью финансов жилищно-коммунального комплекса является наличие непосредственных финансовых отношений с публичной властью в виде получения бюджетных средств. Денежные средства поступают прямо или косвенно (через оплату предоставленных услуг бюджетозависимым организациям) жилищно-коммунальному хозяйству из бюджетов всех уровней публичной власти:

- федеральный бюджет

- бюджеты субъектов Федерации

- местные бюджеты.

Прямые финансовые отношения жилищно-коммунальное предприятие чаще всего имеет с бюджетом местных органов, но формирование потоков происходит во взаимодействии всех трех уровней публичной власти.

Бюджетные средства поступают в виде дотации на покрытие убытков от предоставления услуг населению по тарифам, ниже экономически обоснованных, а также в виде инвестиционных средств на воспроизводство основных средств. Кроме того, публичная власть выступает в виде сборщика налогов по уровням бюджетной сферы.

3. поставщики и подрядчики

Расходы жилищно-коммунального хозяйства формируются финансовыми отношениями с поставщиками и подрядчиками, которые обеспечивают производственный процесс жилищно-коммунального предприятия необходимыми ресурсами. Данные поставщики и подрядчики поставляют товары и услуги на возмездной основе, так как бюджетное дотирование распространяется только на отношения между муниципальными образованиями и предприятиями ЖКХ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4