Проблемы финансового обеспечения производственной деятельности широко обсуждается экономистами. Предлагают варианты изменения специализации, снижения затрат, увеличения цен и др. в целях улучшения финансового состояния субъектов хозяйствования, например, Н. Подойникова отмечает, что руководство любого аграрного предприятия в условиях свободного рынка постоянно сталкивается с необходимостью выбора: будь то реализационная цена на продукцию (поиск оптимальной), получение кредитов в банке (какой из них выгоднее), принятие инвестиций и многое другое. Важно при этом, чтобы вся деятельность хозяйства в целом была рентабельной и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в конечных результатах все группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). На наш взгляд, этому будет способствовать составление бюджетов (планов) предприятия.
Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу, например приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решения должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализации обычно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы
По нашим наблюдениям, в основном на сельхозпредприятиях осуществляется краткосрочное планирование и специалисты имеют дело с плановым периодом, равным одному году. За этот отрезок времени в хозяйстве происходят все типичные для его жизни события, выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы), однако общих для всех предприятий правил детализации бюджета нельзя выработать, поскольку в первую очередь она зависит от уровня надежности составляемых расчетов. Да и цели планирования могут быть различны на разных предприятиях.
Бюджет может выступать как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период, а в ряде случаев и какие экономические ресурсы требуются для их выполнения. Это относится, например, к привлечению капитала (приобретение кредитов, увеличение акционерного капитала и т. п.) и определению объема инвестиций.
Бюджет служит и основой для контроля.
По мере реализации заложенных в нем планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия и сравнивать полученные показатели с запланированными. Основное внимание уделяют тем, которые отклоняются от плановых, и анализируют причины этого. Так будет пополняться информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что какие-то планы выполняются неудовлетворительно.
Бюджет следует рассматривать и как средство координации,
поскольку он представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т. д.
Бюджет является также основой для постановки задач. Составляя его на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, тогда разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений.
Бюджет можно использовать как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом к тому, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации принятия оперативных решений.
По мнению специалистов, аграрное предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрихозяйственного планирования.
Методы бюджетного управления до сих пор недооцениваются на предприятиях именно потому, что применяются по частям: в бюджетном планировании или финансовой отчетности. А нужно, чтобы и планирование, и отчетность были элементами единого контура бюджетного управления. Только тогда, собственно, бюджетное управление становится управлением, менеджментом
Перейти на страницу:
1 2 3 4