Таким образом, рассмотренный выше маржинальный метод анализа взаимосвязи "затраты—выручка—прибыль" позволяет предприятиям:
• рассчитать зависимость темпов роста прибыли от объема реализации;
• определить соотношение затрат, цены и объема реализации продукции;
• достаточно точно планировать прибыль предприятия и определять наиболее рентабельные виды продукции и производства;
• использовать данный метод во внутрифирменном планировании и на его основе принимать управленческие решения как тактического, так и стратегического плана;
• определять эффективность инвестиционных проектов;
• быть основой ценообразования на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.
Одно из важнейших преимуществ маржинального метода состоит в том, что с его помощью можно определить так называемый уровень нулевой прибыли, т.е. тот объем реализации, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков. Точка на графике, которая характеризует этот уровень, в экономической литературе имеет разные названия, "критическая точка", "точка безубыточности", "порог рентабельности", "точка самоокупаемости", "точка перелома", "мертвая точка" и др.
Условием уровня нулевой прибыли является ситуация, когда выручка от продаж равна переменным и постоянным затратам, т. е.
В = ПЕР + ПОС.
Объем реализации в натуральном выражении при уровне нулевой прибыли можно определить по следующей формуле.
ОРнат = ПОС / МДед
где ОРнат — объем реализации в натуральном выражении,
ПОС — постоянные затраты,
МДед — маржинальный доход на единицу продукции.
Этот же показатель в денежном выражении определяется следующим образом:
ОРруб. = ПОС/ОД,
где ОРруб. — объем реализации в денежном выражении,
ОД — относительный доход.
Объем реализации (в натуральном и денежном выражении) для производства яиц рассмотрен в таблице
Таблица10
Определение точки безубыточности по производству яиц для птицефабрики "Махачкалинская
Продукция |
Объем реализации |
в натуральном выражении, тыс. шт. |
в денежном выражении, тыс. руб. |
Яйца |
45083 / 6,766 = 6770 |
47636 / 14,2 = 3354,6 |
Как мы видим из таблицы , условием нулевой прибыли для производства яиц является объём реализации в натуральном выражении, равный 6770 тыс. шт., а в денежном выражении – 3354,6 тыс. руб. То есть при данных объёмах реализации яиц выручка предприятия будет равна затратам на производство.