Распределение функций между финансовыми институтами высшего уровня иерархии современной Украины может быть следующим:
Администрация Президента Украины - целеполагание финансовой политики: построение «дерева финансовых целей» для территорий и отраслей, определение допустимых и возможных источников финансовых ресурсов; разработка Указов и законодательных инициатив в области финансов;
Верховная Рада Украины - маркетинг и согласование финансовых инструментов государства, разработка и принятие законов, утверждение бюджета;
Министерство финансов Украины - финансовый менеджмент. Оно состоит из управлений, имеющих свои специфические подфункции. Так бюджетное управление составляет проект федерального бюджета. Кроме того оно включает отраслевые управления народного хозяйства (обороны и оборонной промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, охраны природы, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и др.); контрольно-ревизионное управление и др.
Казначейство Украины - обеспечивает кассовое исполнение бюджета;
Национальный банк Украины - обеспечивает макроэкономическое регулирование денежного обращения, чем влияет на состояние финансовой системы; является агентом Правительства Украины по размещению внутреннего долга, регулирует деятельность коммерческих банков на финансовых рынках;
Налоговая инспекция - обеспечивает правильность и контроль сбора налогов;
Антимонопольный комитет - ограничивает и контролирует сделки с крупными пакетами (35%) акций;
Таможенный комитет - обеспечивает сбор таможенных пошлин, соблюдение правил ввоза на территорию Украины ценных бумаг и их бланков;
Государственный комитет по управлению имуществом - является номинальным держателем государственных пакетов акций и осуществляет управление ими от имени государства;
Государственная комиссия по предупреждению несостоятельности и банкротства - осуществляет процедуры продажи и санации предприятий-банкротов;
Государственная комиссия по рынку ценных бумаг - ответственна за разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг, разработку и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, обеспечивает аттестацию персонала, выдачу лицензий на деятельность на фондовом рынке и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление финансовой системы Украины происходило одновременно со становлением ее государственности. Хотя еще преждевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел завершенный образ, основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системы государственных финансов, банковская, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительных и инвестиционных компаний.
Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.
Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.
История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.
Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.
Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.