Заключение
После относительно детального анализа выбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В процессе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, сформулированные в части введения. Выявлена роль дефицита бюджета в современной экономике, проанализированы способы финансирования бюджетного дефицита и источники финансирования в развивающихся странах на примере РФ.
В заключение хочется сказать, что нельзя однозначно определить хорошо это или плохо - дефицит бюджета, хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.
Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов финансировались путем продажи государственных обязательств населению страны, причем обязательств в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству США сделать свой огромный трехтриллионный долг безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В России долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов.
Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.
Приложение 1.
Таблица №1. Межгосударственный долг, млрд. долл. (на 1 января 2004 г.)
Страна |
Значение |
Индонезия |
51 |
Россия |
45 |
Китай |
45 |
Индия |
37 |
Нигерия |
25 |
Египет |
20 |
Таиланд |
17 |
Польша |
16 |
Алжир |
13 |
Филиппины |
14 |
Источник: МВФ, Всемирный банк. [13]
Приложение 2.
Таблица №2. Объем эмиссии еврооблигаций
Страна |
Объем эмиссии млрд. долл. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Южная Корея |
7.65 |
7.76 |
6.71 |
11.53 |
8.94 |
Мексика |
7.08 |
9.23 |
4.91 |
9.08 |
7.28 |
Тайвань |
1.70 |
2.15 |
5.48 |
9.13 |
4.92 |
Бразилия |
11.38 |
12.24 |
6.38 |
10.71 |
4.17 |
Россия |
0.08 |
1.25 |
3.45 |
9.00 |
3.57 |
Турция |
8.49 |
2.16 |
3.26 |
5.25 |
3.52 |
Польша |
1.55 |
2.77 |
2.68 |
4.30 |
3.43 |
Филиппины |
2.47 |
1.84 |
4.77 |
3.80 |
2.80 |
ЮАР |
1.49 |
1.65 |
1.51 |
4.69 |
1.74 |
Сингапур |
2.33 |
8.66 |
0.56 |
4.34 |
0.80 |
Всего развивающиеся рынки |
80.48 |
89.04 |
61.65 |
102.39 |
65.23 |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5