Система управления финансами на предприятии

В-четвертых, данный критерий не действует, если перед фир­мой ставятся другие задачи, нежели получение максимальной прибыли для своих владельцев. Например, приоритет отдается благотворительности и другим социальным целям.

В случае неприемлемости критерия максимизации рыночной цены фирмы рекомендуется использовать абсолютные и относи­тельные показатели прибыли и рентабельности. Необходимо лишь помнить основные недостатки критерия “максимизация прибыли” и основанных на этом критерии производных показа­телей. В наиболее акцентированном виде они могут быть сфор­мулированы следующим образом: How does semantic analysis work?

существуют различные виды показателя “прибыль” (прибыль от основной деятельности, балансовая, валовая, до уплаты нало­гов, налогооблагаемая, чистая и др.), поэтому данная неодноз­начность должна устраняться при разработке конкретных показа­телей оценки эффективности финансовых решений;

данный критерий не срабатывает, если две альтернативы раз­личаются размером прогнозируемых доходов и временем их генерирования;

критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неоп­ределенность и риск, связанный с их получением.

Критерий максимизации рыночной цены акций фирмы как наиболее обоснованный и приоритетный критерий финансового менеджмента применим лишь в том случае, если на рынке капи­талов нет ограничений и какой-либо дискриминации в установле­нии цен на ценные бумаги, т. е. в полной мере действует принцип “спрос — предложение”. Существуют различные теории рыноч­ного ценообразования ценных бумаг и поведения инвесторов.

Основополагающая идея теории рыночного анализа (Market Analysis Theory) состоит в том, что истинная ценность котиру­емой ценной бумаги определяется только рыночной конъюнк­турой и, следовательно, может прогнозироваться по результатам трендового анализа динамики цен. В соответствии с этой теорией потенциальные инвесторы в своих решениях по покупке и прода­же акций руководствуются главным образом динамикой их цен. Практика работы крупных фондовых бирж показывает, что дан­ный критерий срабатывает не всегда.

С практической точки зрения более реалистична так назы­ваемая “Теория ходьбы наугад” (Random Walk Theory), согласно которой курсы акций и фьючерсные цены изменяются бесси­стемно и их нельзя предсказать на базе конъюнктурных данных. Эта теория в дальнейшем послужила основой для разработки гипотезы эффективного рынка (Efficient Market Hypothesis — ЕМН), согласно которой при полном доступе рынка к инфо­рмации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее будущей цены.

Основные положения идеи эффективного рынка заключаются в следующем. В условиях такого рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отражается на ценах акций и других ценных бумаг. Более того, эта информация поступает на рынок случайно, т. е. нельзя заранее предсказать, когда она поступит и в какой степени будет полезна. Есть две основные характеристики эффективного рынка.

Во-первых, инвестор не имеет логически обоснованных аргумен­тов ожидать большего, чем в среднем, дохода на инвестированный капитал при заданной степени риска. Это вовсе не означает, что ин­вестор не сможет получить или не получит более высокого дохода, главное в другом — такой исход не может быть ожидаемым.

Во-вторых, уровень дохода на инвестированный капитал есть функция степени риска (лучший пример — процентные ставки на краткосрочные ценные бумаги). Точная зависимость, конечно, не известна, ясен лишь характер связи — чем выше риск, тем больше должен быть доход. Требование более высокого дохода, безусловно, отражается на рыночной цене акций. Основными предпосылками эффективного рынка являются:

множественность покупателей и продавцов;

текущие цены полностью отражают всю доступную инфор­мацию;

текущие цены незамедлительно реагируют на поступившую информацию;

доступ к любой информации;

сверхдоходы от сделки с ценными бумагами как равновероят­ное прогнозируемое событие для всех участников рынка невоз­можны.

Считается, что гипотеза ЕМН на практике может реализовы­ваться в одной из трех форм: сильная, средняя, слабая. В условиях первой формы цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов (это продолжение теории ходьбы на­угад), т. е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды. В условиях второй формы цены определяются всей доступной для участников инфор­мацией. Третья форма означает, что для определения истинной цены акций необходимо знать некоторую дополнительную инфор­мацию, которая существует в принципе, но не является равнодо­ступной для всех участников. Из приведенных выше предпосылок две последние как раз и соответствуют исключительно третьей форме гипотезы ЕМН. Безусловно, создание эффективного рынка, возможное в принципе, на практике нереализуемо. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смысле этого слова.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5