Планирование деятельности налоговых органов

В настоящее время российская практика управления экономическими процессами располагает богатым опытом управления системой налоговых правоотношений.

Такой опыт имеется, например, в планировании налоговых поступлений на предстоящий год, он используется при составлении прогнозных планов на более отдаленный период.[7]

Налоговые администрации применяют прогрессивные методы планирования и прогнозирования структуры налогового потенциала, а также способы расчета и разночтения совокупной налоговой нагрузки по индивидуальным плательщикам, предприятиям, отраслям и территориям (см. Приложение 2).

Процесс планирования структуры налогов и сборов заключается в определении их рационального соотношения исходя из конкретных (приоритетных) задач бюджетного периода – текущего и на среднесрочную перспективу.

Задачи планирования носят концептуальный, качественный характер, но именно их обоснованное решение во многом детерминирует уровень конкретных, количественных расчетов.

Так, например, определение состава и объема налогооблагаемой базы, которая трактуется Налоговым кодексом как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, в практике налогового планирования может быть разделена на[8]:

- разработку ясной и четко структурированной методики исчисления налогооблагаемой базы с обязательным формированием требований к ее информационному обеспечению;

- оценку и анализ потенциального объема налогооблагаемой базы в соответствии с регламентированной методикой ее исчисления, а также на основе прогнозных показателей экономического развития.

Установленные требования к составу и объему налогооблагаемой базы и размеры налоговых ставок в сочетаниях с данными прогноза макро- и социально-экономических показателей развития позволяют сформировать план налоговых поступлений – документ, определяющий общие объемы каждого вида государственных доходов и дифференцирующий их по отдельным налогам и срокам поступлений. План налоговых поступлений должен содержать помимо финансово-расчетного и организационный раздел. В последнем предусматриваются мероприятия по исполнению и контролю, которые должны обеспечить поступление в бюджет и внебюджетные фонды запланированных доходов. При решении этих задач необходимо учитывать возможность и целесообразность оперативной корректировки плана налоговых поступлений с учетом объективно складывающейся ситуации. Однако действия такого рода как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения налоговых показателей должны являться предметом тщательного анализа и обоснования.

Таким образом, механизм осуществления планирования объектов налоговых платежей и сборов организационно-правовых структур и физических лиц можно определить как комплекс одновременно и последовательно взаимодействующих мер, методов, процедур и способов планирования и управленческих воздействий, направленных на реализацию основной цели и обеспечивающих ее достижение факторов – обоснованного расчета размера поступлений в бюджет налогов и сборов на соответствующей территории и на законодательно утвержденный период времени.

Важным компонентом процесса перспективного налогового и бюджетного планирования является умение прогнозировать доходы на долгосрочный период в соответствии с многолетним финансовым планом-прогнозом. Многолетние прогнозы доходов могут служить для диагностики бюджетного дефицита в будущем, что позволяет своевременно вносить коррективы в стратегию налогообложения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4