Планирование деятельности налоговых органов

Расчет уровня оптимальности налоговых ставок – процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, приведения их в соответствие с возможностями реальной экономики, устранения инфляционной составляющей при расчетах валового внутреннего продукта (ВВП), эмиссионных методов увеличения доходов бюджета, ликвидации квазиденег и многого другого, что приводит к искусственному росту показателя ВВП и вовлекает в обращение номинально существующую денежную массу.[10]

Среди методов налогового регулирования (см. Приложение 3) есть те, которые широко применяются во всем мире при решении инвестиционных проблем, проведении протекционистской политики, регулировании спроса и предложения, социальных тенденций, а также расширении сферы деятельности малого бизнеса.

В зависимости от способов реализации мер налогового регулирования эта сфера государственного воздействия подразделяется на две взаимосвязанных сферы: совокупности налоговых льгот и налоговых санкций. Оптимальное сочетание этих подсистем обеспечивает гибкость налогообложения и в конечном счете результативность налоговой политики. Текущие корректировки налоговых технологий влияют на развитие экономической конъюнктуры. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов способно позитивно повлиять на всю структуру финансового хозяйства государства.

Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций диктуется динамичными свойствами воспроизводственных процессов. Экономические реалии, сложившиеся на момент законодательного принятия обновленной налоговой техники, могут существенно отличаться от тех, которые сложатся к концу финансового года. На эту подвижность экономико-социальных и общественно-политических отношений и призвана реагировать совокупность мер налогового регулирования.

Мировая практика выработала целый комплекс принципов организации системы налогового стимулирования. Основными среди них являются следующие принципы[11]:

- применение налоговых льгот не должно носить избирательного характера в зависимости от формы собственности, вида деятельности, субъективной оценки их важности лоббистическими группировками в законодательных органах государства;

- системе налоговых льгот не должно быть свойственно неэкономическое принуждение и обязательность применения;

- налоговым льготам по их внутренней природе чужд чисто административно-командный характер применения;

- инвестиционные налоговые кредиты предоставляются исключительно группам плательщиков, обеспечивающим выполнение инвестиционных программ общегосударственного значения;

- применение налоговых льгот не должно наносить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересам;

- порядок формирования льготного налогового портфеля определяется на общегосударственном уровне, утверждается в законодательном порядке центральной властью;

- на местном уровне применение льгот укладывается в рамки, определяемые верховным законодательством.

Таким образом, налоговое регулирование, проводимое через экономически обоснованные системы льгот и санкций, представляет собой взаимообусловленный комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, становлении в производственной сфере имущественных основ среднего собственника.

Перейти на страницу: 1 2 3 4