Функция меры стоимости является главной функцией денег. Именно эта функция была положена К. Марксом в основу определения денег: «Товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а потому также, непосредственно или через своих заместителей, и в качестве средства обращения, есть деньги». Золото становится деньгами ввиду выполнения именно данной функции.
В функции меры стоимости деньги используются для выражения стоимости и полезности (ценности) товаров и других благ путем установления их цен. Ценой
называется денежное выражение стоимости и полезности товара. Функция меры стоимости состоит в том, чтобы через цены выразить стоимости разнообразных товаров как одноименные (выраженные в рублях, долларах или фунтах), качественно однородные и количественно сравнимые величины. Цена товара является формой проявления не абстрактной, а относительной, меновой стоимости.
Если, например, пакет молока стоит 30 руб., а батон хлеба – 6 руб., это значит, что стоимость молока в 5 раза больше, чем стоимость хлеба. Цены товаров, таким образом, выражают пропорции между стоимостями отдельных товаров. Иначе говоря, цены соизмеряют стоимости отдельных товаров. Именно соизмерение стоимостей, а не определение стоимости того или иного товара необходимо для соблюдения требования эквивалентности обмениваемых товаров.
Деньги, не имеющие собственной внутренней стоимости (бумажные и кредитные деньги), используются для соизмерения стоимости. А металлические деньги (серебряные и золотые), обладающие собственной стоимостью, - не только для соизмерения, но и для измерения стоимости.
Важной особенностью функции соизмерения стоимости является то, что ее выполняют мысленно представляемые, т.е. идеальные
, или счетные, деньги
. Определение цены товара является мысленной операцией, однако оно осуществляется на основе реально установившихся пропорций. Для определения цены товара, которое происходит до его обмена на деньги, нет необходимости иметь при себе реальные деньги.
Функция соизмерения стоимости реализуется на основе масштаба цен
. Он нужен для того, чтобы сравнивать цены разных по стоимости товаров. Масштаб цен – это техническая функция денег, инструмент, механизм выполнения ими функций соизмерения стоимости.
Если экономическая система не имеет меры стоимости, тогда в этом случае, вместо того, чтобы однозначно выражать цену каждого товара в долларах, нам придётся составлять пропорции обмена каждого товара и услуги на каждый другой товар. Для различных товаров и услуг количество возможных парных комбинаций равно n(n-1)/2. Например, в экономической системе, производящей 5000 различных товаров и услуг, покупателям придётся пользоваться 12497500 обменными пропорциями для всех возможных сочетаний товаров и услуг.
Денежные реформы и мера стоимости
Правительство любой страны может изменить установленный ранее масштаб цен. Такое изменение называется денежной реформой. Так, в России масштаб цен был укрупнен в результате деноминации рубля в 1998 г. Денежная реформа – переход от одной меры стоимости к другой, сопровождаемый уменьшением общего количества денег. Переход из одного масштаба цен в другой происходит при обмене одной национальной валюты на другую.
В странах, переживающих гиперинфляцию, денежные реформы часто приводят к росту доверия к национальной валюте, так как правительство, проводя денежную реформу, информирует население о своём намерении прекратить проведение инфляционной политики. Гиперинфляция – инфляция, характеризующаяся очень высокими темпами роста, уровень которой может превышать несколько сот процентов в год.