Проблемы кредитования в России и пути решения

Роль кредита характеризуется результатами его применения для экономики, государства и населения, а также особенностями методов, с помощью которых эти результаты достигаются. Что касается методов, то они в значительной мере обусловливаются возвратностью кредита и, как правило, платным предоставлением средств. Это повышает ответственность и усиливает заинтересованность участников кредитных операций, побуждая их к целесообразному предоставлению и использованию заемных средств.

По данным ФАС, на начало 2006 года объем рынка потребительского кредитования оценивается в 1,2 трлн руб. На долю десятки банков-лидеров в области потребительского кредитования приходится 70% объема рынка. По сравнению с прошлым годом в списке лидеров произошли изменения. Если на 1 января 2005 года первые пять мест занимали: Сбербанк, "Русский стандарт", ХКФ-банк, Райффайзенбанк, Росбанк, то на 1 января 2006 года места распределились следующим образом: Сбербанк, "Русский стандарт", Росбанк, "Уралсиб", ХКФ-банк. Свои позиции усилили "дочки" иностранных банков, в частности, ранее не входившие в двадцатку: Сити-банк, Финансбанк, Societe Generale. Заняли, соответственно, 10-е, 15-е и 16-е места. В ФАС также отметили существенное снижение доли Сбербанка - с 53 до 48%.

По статистике Центробанка, за последние три года объем выдаваемых банками розничных кредитов вырос в восемь раз, а уровень просрочки по ним - в 10,5 раз. Объем рынка потребкредитования ежегодно растет на 90-110%.

По данным ЦБ, у top-20 российских банков, на которые приходится около 68% всех кредитов населению, доля просрочки по розничным портфелям незначительна (около 1%).

В частности, у Сбербанка в течение 2005 года она не превышала 0,5%. В то же время в следующей тридцатке крупнейших банков она достигла 5,9% (данные на 1 декабря 2005 года), что в три раза превышает средний уровень по банковскому сектору. Доля проблемных ссуд в кредитных портфелях отдельных банков может доходить до 15% и даже более высокого уровня.

"За январь-ноябрь 2005 года просроченная задолженность населения в указанных банках возросла в 3,7 раза, к 1 декабря 2005 года составив 28% объема совокупной просроченной задолженности населения банковскому сектору",- пишет ЦБ в "Обзоре финансовой стабильности". По мнению ЦБ, такая динамика "ставит вопрос о необходимости снижения активности отдельных банков в сегменте потребительского кредитования в целях сохранения их финансовой устойчивости".

Обычно просроченным считается кредит, который не обслуживается заемщиком в течение 90 дней. Ожидания потенциальных потерь по "плохим" кредитам лучше всего отражает уровень сформированных банком резервов. На 60-й день просрочки по розничному кредиту банк создает резерв в размере 50% от его суммы, а на 90-й день - около 60%.

Например, у Хоум кредит энд Финанс банка (ХКФ-банк) резервы (по розничным кредитам и просроченной задолженности) на 1 марта 2006 года составили 4,3 млрд руб. при объеме кредитного портфеля 20,11 млрд руб., у его основного конкурента - "Русского стандарта" (PC) - 6,5 млрд руб. при кредитном портфеле в 99,935 млрд руб. Это означает, что качество портфеля ХКФ хуже. Причиной различий может быть использование банками разных методик начисления резервов, возможно, политика резервирования у ХКФбанка более консервативная.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6