Пенсионная реформа

Право на пенсию по инвалидности

возникает в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудо­вой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, обладают правом на пенсию по случаю потери кормильца

.

Принципиально, что в отличие от ранее действовавшего пенсионного законодательства Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений по выплате трудовой пенсии работающим пенсионерам.

Трудовая пенсия может состоять из базовой, страховой и накопительной частей. При этом каждая из частей трудовой пенсии определяется и индексируется по собственным правилам.

Базовая часть

трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. Она является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию, независимо от продолжительности стра­хового стажа. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из федерального бюджета за счет поступающих в него сумм единого социального налога. Фактически данная часть трудовой пенсии существует вне рамок обязательного пенсионного стра­хования и относится к государственному пенсионному обеспечению. Путем установления базовой части трудовой пенсии в новой пенси­онной системе происходит защита малоимущих граждан, не имевших на протяжения трудовой деятельности высоких заработков. В неко­торых случаях может устанавливаться повышенная базовая часть трудовой пенсии (например, при наличии иждивенца).

Размер страховой части

трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала). Данная часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер. Суммы страховых взносов, уплачиваемые за застрахованное лицо на финанси­рование страховой части трудовой пенсии, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в виде обязательств пенсионной системы. По достижении лицом пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его счете. Фактически страховая часть трудовой пенсии финансируется по распределительному методу[10].

Накопительная часть

трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахован­ное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений). Данная составляющая пенсион­ной системы финансируется исключительно на накопительной основе.

Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии не расходуются на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а инвестируются по правилам Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопи­тельной части трудовой пенсии в Российской Федерации». После достижения гражданином пенсионного возраста он получит в виде нако­пительной части трудовой пенсии по старости именно свои деньги, а не деньги следующего поколения работающих граждан. Изложенное положение подчеркивает концептуальный тезис нового пенсионного законодательства, свидетельствующий о том, что застрахованные лица обладают возможностью непосредственно влиять на размер своей предполагаемой трудовой пенсии, то есть они являются активными субъектами системы обязательного пенсионного страхования.

Учитываются сведения о сумме расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР, при этом данные о движении пенсионных накоплений отражаются в специальной части названного счета.

Важную роль при исчислении размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии играет такой показатель как ожидаемый период выплаты трудовой пенсии. От его величины напрямую зависят размеры указанных частей трудовой пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы поступивших страховых взносов (соответственно расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений) на Т.

Ожидаемый период выплаты, используемый для расчета накопительной части трудовой пенсии, определяется в порядке, установ­ленном федеральным законом, который к настоящему времени не принят. Данный период, необходимый для исчисления страховой части трудовой пенсии, составляет[11]:

Время выхода гражданина на пенсию Ожидаемый период выплаты

трудовой пенсии по старости

С 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г.

12 лет (144 месяца)

С 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г.

12,5 лет (150 месяцев)

С 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г.

13 лет (156 месяцев)

С 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г.

13,5 лет (162 месяца)

С 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г.

14 лет (168 месяцев)

С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г.

14,5 лет (174 месяца)

С 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г.

15 лет (180 месяцев)

С 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г.

15,5 лет (186 месяцев)

С 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г.

16 лет (192 месяца)

С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г.

17 лет (204 месяца)

С 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г.

18 лет (216 месяцев)

С 1 января с 2013 г. и в дальнейшем

19 лет (228 месяцев)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6