Анализ финансового состояния предприятия

Существуют различные классификации методов финансового анализа. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и форма­лизованные методы.

Неформализованные методы

основаны на описании аналитических про­цедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологичес­кие, морфологические, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Следует отметить, что применение неформа­лизованных методов характеризуется определенным субъективизмом, по­скольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

К формализованным методам

относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Извест­ны десятки этих методов; они составляют второй уровень классификации. К ним относятся следующие классические методы финансового анализа: элиминирование (цепные подстановки), балансовые увязки, группировки, средние и относительные величины, графический, индексный и др.

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа фи­нансовой отчетности предприятий, функционирующих в условиях рыночной экономики. Вполне понятно, что сложившаяся до перехода на рыноч­ные условия методика анализа ее, десятки лет применявшаяся на всех уров­нях управления и самими предприятиями, была разработана для условий функционирования административной системы хозяйствования и государ­ственной собственности в основном централизованных источников финан­сирования, нормирования временно привлекаемых средств (устойчивых пассивов), оборотных средств и т.д. Эти условия сдерживали самостоятель­ность предприятий в принятии управленческих решений, направленных на эффективное ведение хозяйства и вовсе не увязывались с рыночными от­ношениями, предпринимательской деятельностью.

В прежней методике финансового анализа решающую роль играли срав­нения значений различных статей и итогов групп и разделов баланса с их нормативными величинами, изучение причин отклонений от нормативов, влияния этих отклонений на устойчивость финансового положения пред­приятия. Одной из важнейших особенностей новой финансовой отчетнос­ти является отсутствие в ней плановых показателей и нормативов. В усло­виях рынка финансовое планирование утрачивает черты централизованно­го административного целеполагания, извне задающего предприятию мно­жество параметров его деятельности. Оно служит прежде всего выработке гибкой стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия, стре­мящегося упрочить свое положение при стремительно меняющейся в ре­зультате конкуренции рыночной конъюнктуре. Использование нормати­вов в финансовой деятельности становится делом выбора самого предпри­ятия, поэтому информация о нормативах переходит в область коммерчес­кой тайны. Анализ отклонений от планируемых предприятием нормативов соответственно становится составной частью внутреннего анализа. Анализ финансового положения, основывающийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пре­делами предприятия его заинтересованными контрагентами — собственни­ками или государственными органами, на основе отчетных данных, кото­рые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельнос­ти предприятия. Методика внешнего анализа финансового положения пред­ставляет большой интерес для каждого предприятия не только для целей оценки потенциальных партнеров, но и собственной самооценки, осущест­вляемой с точки зрения внешних пользователей финансовой отчетности.

Среди основных методов финансового анализа, используемых предпри­ятиями, функционирующими в условиях рыночной экономики, можно вы­делить шесть следующих методов: 1) горизонтальный анализ; 2) вертикаль­ный анализ; 3) трендовый анализ; 4) метод финансовых коэффициентов; 5) сравнительный анализ; 6) факторный анализ [23, c. 288].

Горизонтальный (временной) анализ

— сравнение каждой позиции отчет­ности с предыдущим периодом. Он позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей бухгалтерской отчетности по сравнению с предшествующим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ

— определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчет­ности на результат в целом. Он позволяет выявить удельный вес отдельных статей к итоговому показателю в целом по балансу или по его разделам. Например, удельный вес долгосрочных и текущих активов в общей стои­мости имущества предприятия, т.е. в валюте баланса и т.д.

Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют один другой. Поэ­тому нередко строят таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Трендовый анализ

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9