Организация внутрифирменного планирования.

Относящиеся к межотраслевым компаниям

субъекты хозяйствования специализируются на выпуске продукции, потребляемой отраслевыми и многоотраслевыми предприятиями и объединениями. Многоотраслевая компания может одновременно выпускать детали и сборочные единицы для автомобильной и авиационной промышленности, изоляционные и строительные материалы для строительства, упаковочные материалы для пищевой промышленности и т.п. Конкуренцию со стороны отраслевых и многоотраслевых компаний такие организации выдерживают за счет более низких издержек вследствие высокой специализации производства и массового выпуска продукции.

Система планирования в межотраслевых компаниях во многом идентична системе, принятой во вспомогательных подразделениях крупных отраслевых и многоотраслевых концернов, которые производят продукцию в основном для нужд основных вспомогательных подразделений и лишь частично реализуют ее другим компаниям. Однако при наличии унифицированных блоков планирования даже в однотипных субъектах хозяйствования имеются различия в средствах и методах их реализации, что говорит о постоянном развитии и совершенствовании системы планирования в соответствии с изменяющимися условиями производства и внешней среды.

Многоступенчатость в планировании сложилась не сразу, а постепенно, с ростом компаний, как объективная реакция на изменяющиеся условия хозяйствования, обусловленные внешней средой.¹

2.Механизм планирования.

Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения, и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то

¹ Ильин А.И. Планирование на предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое знание, 2003 г

механизм раскрывает внутреннее строение и содержание системы планирования.

Механизм планирования включает в себя:

ü аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;

ü функции планирования

ü методы планирования.

Перечисленные компоненты механизма планирования взаимообусловлены как элементы одной системы. Логика этой связи заключается в следующем: законы развития производства, включая экономические законы, законы техники и технологии, кибернетики, законы развития общества и т.д., порождают цели и задачи функционирования предприятия; цели и задачи определяют функции планирования, которые обуславливают соответствующие методы планирования.

Теперь рассмотрим эти компоненты подробнее.

а) Цели и задачи планирования.

Переход к рыночной экономике существенным образом изменяет систему целей и задач предприятия, которая в плановой экономике задавалась директивно. В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия плановых решений, который предшествует будущему действию. Цели деятельности всех структурных подразделений предприятия должны быть увязаны между собой.

Только руководство высшего звена способно обеспечить оптимальное соединение целей и задач отдельных подразделений с общими целями деятельности предприятия.

Соединение целей и задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия.

Система целей предприятия зависит от пяти компонентов:

- внешних возможностей и ограничений (характер внешней среды, которую в отношении целей можно структурировать на экономическую, технологическую и правовую)

- внутренние возможности и ограничения (определяются трудовыми ресурсами финансовыми ресурсами, материальными ресурсами)

- склонность к риску

Система целей деятельности предприятия должна соответствовать следующим требованиям:

§ Они должны быть функциональными

, чтобы руководители различных уровней могли легко трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне, в задачи для нижестоящих уровней;

§ Должна быть установлена временная связь

между долговременными и краткосрочными целями;

§ Цели должны периодически пересматриваться

, чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям;

§ Цели должны обеспечить

необходимую концентрацию ресурсов и усилий;

§ Необходимо всегда ставить систему целей

, а не одну цель;

§ Цели должны охватыватьвсе сферы деятельности предприятия.

Успешная реализация целей зависит от того, как в процессе планирования их делят на подцели и задачи.

На следующих рисунках будут показаны возможные комбинации построения целей.

I

.

100 % Степень реализации цели I

А

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5